Укрепление экономического потенциала и повышение качества жизни жителей юга России и Приазовья, развитие автодорожной сети Азово-Черноморского региона – эти и другие вопросы обсудили эксперты в рамках пленарной дискуссии «Стратегия развития автодорожной сети юга России и Приазовья» на площадке X Форума дорожных инициатив.
О том, какая ведется работа по развитию дорог Азово-Черноморского кластера и интеграции новых регионов, рассказал Заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин.
«Сегодня юг России и Приазовье формируют Азово-Черноморский кластер, в состав которого входят 9 субъектов, 7 из которых имеют выход к Чёрному и Азовскому морям, а ещё 2, Луганская Народная Республика и Республика Адыгея, находятся в непосредственной зоне тяготения и являются важнейшими экономическими, культурными, туристическими и промышленными центрами с большими возможностями для роста. При этом направление развития макрорегиона в большей степени задаёт именно туристическая отрасль с множеством морских и горных курортов. Значительную роль в её стабильной работе играет транспортная инфраструктура, которая важна для комфорта как местных жителей, так и туристов. Могу сказать, что потенциал развития юга страны огромный. А наша здесь задача – комплексно подойти к вопросам развития инфраструктуры и реализовать все намеченные планы», – сказал Марат Хуснуллин.
Как рассказал глава Автодора Вячеслав Петушенко, в Азово-Черноморский регион входит 823 км участков М-4 «Дон». Развитию главной транспортной артерии на юг страны уделяется самое пристальное внимание, ведь именно по ней автомобилисты едут как к Черному морю, так и в новые субъекты.
За последние годы Госкомпания реализовала целый ряд масштабных проектов по развитию М-4. Среди них два скоростных обхода, открытых в 2023 году – Ростова-на-Дону и Краснодара, сократившие путь на юг страны сразу на два часа. Кроме того, завершилось строительство развязок в районе Геленджика, а также реконструкция моста через Северский Донец.
Самый масштабный проект Госкомпании «Автодор» на юге России, который предстоит реализовать – строительство дороги от М-4 «Дон» до Сочи. Она сократит время в пути от Джубги до Сочи в четыре раза, до полутора часов, и позволит активно развиваться черноморскому побережью.
Также одна из главных задач – реконструкция М-4 «Дон» на участке с 933-го по 1024 км с уширением до 6 полос. Реализация проекта обеспечит сокращение времени в пути на территории Ростовской области до 30 минут, а также создаст условия для формирования дополнительного грузопотока на направлении Север-Юг.
Важнейшую работу дорожники Автодора ведут в новых субъектах нашей страны.
«Когда мы пришли работать в новые регионы, было 4 асфальтобетонных завода, теперь - уже более 20 заводов, порядка пяти тысяч человек работает. На 2024 год запланирован капитальный ремонт 640 км автомобильных дорог в новых субъектах, работы завершим досрочно. В их числе трассы, которые объединяют регионы между собой и формируют единую дорожную сеть внутри субъектов. Программа работ 2025-2026 годов уже согласована с субъектами, и мы готовы приступить к реализации», - рассказал Вячеслав Петушенко.
В общей сложности, за период с 2022 по 2024 год, дорожники восстановят уже более 2000 км дорог и свыше 60 искусственных сооружений в новых субъектах нашей страны.
«Вовлечение новых регионов в экономическую систему России имеет важнейшее стратегическое значение, и, конечно, этой цели не добиться без качественных дорог, которые, как кровеносные сосуды, свяжут территории нашей страны воедино», - подчеркнул Вячеслав Петушенко.