Российские разработчики информационных продуктов, программного и аппаратного обеспечения могут полностью покрыть нужды и самые сложные потребности важнейших отраслей хозяйства, в том числе дорожной отрасли. К такому мнению пришли участники сессии, посвященной развитию цифровых технологий и безопасности движения на дорогах, в первый день X Форума дорожных инициатив «Инновационные технологии и интеллектуальные транспортные системы в дорожном строительстве».
Госкомпания «Автодор» традиционно является лидером отрасли в тестировании самых современных отечественных цифровых продуктов, которые значительно повышают качество эксплуатации и безопасность на дорогах.
Это, например, система взимания платы «Свободный поток», аналоги которой сегодня, кроме России, развиваются в других странах, среди которых Великобритания, Канада, Малайзия, Сингапур.
Датчики на рамках взимания платы определяют наличие транспондера в автомобиле, категорию транспортного средства, передний и задний государственные номерные знаки, количество осей.
Система «Свободный поток», работающая сегодня на дорогах Госкомпании, обеспечивает водителям комфортный и скоростной проезд, способствует снижению количества аварийных ситуаций ввиду отсутствия шлагбаумов, улучшает экологическую ситуацию за счет сокращения уровня вредных выхлопов, снижает капитальные и эксплуатационные затраты.
По словам Марселя Нигметзянова, генерального директора ООО «Единый оператор», опыт применения цифровых технологий, наработанный в Госкомпании, с учетом их эффективности, необходимо тиражировать как на платных, так и на бесплатных участках автомобильных дорог.
Как рассказал заместитель президента АО «СМАРТС» Андрей Иванов, виброакустический мониторинг позволяет в случае возникновения ДТП восстановить последовательность событий с гораздо большей точностью, чем это позволило бы простое видеонаблюдение и даже опрос свидетелей. В перспективе возможно исключение «слепых» зон для оператора, следящего за дорожной обстановкой. Планируется расширение эксперимента по тестированию системы виброакустического мониторинга не только на М-3 «Украина», но и на М-11 «Нева» с применением классической кабельной канализации.
В свою очередь руководитель направления по работе с ключевыми заказчиками Yandex Cloud Александр Симашков отметил, что российский IT-гигант реализует собственное решение для хранения баз данных, что является одним из ключевых факторов для любого цифрового продукта. Предлагается обучение технических специалистов и помощь по переходу с иностранных СУБД на решение от Яндекс.
Нашли отражение в дискуссии вопросы перспективы защиты от незаконного вмешательства при использовании высокоавтоматизированных транспортных средств. С прогрессивными тезисами выступил заведующий кафедрой МАДИ Жанказиев Султан Владимирович, постоянный почетный участник круглых столов по цифровизации и ИТС в дорожном хозяйстве.
Затронуты вопросы применения комплексов фотовидеофиксации для повышения безопасности дорожного движения и интеллектуального освещения на современных магистралях. Актуальным опытом и результатами исследований поделились Олег Татарников, генеральный директор ООО «СИМИКОН-СЕРВИС» и Ирина Савченко, директор по развитию ООО «Кулонспецкомплект».
Первый заместитель генерального директора-исполнительный директор ООО «Автодор-Инжиниринг» Андрей Рубежанский сообщил участникам дискуссии о ходе разработки единой методики оценки ровности покрытия IRI и показателя безопасности проезда по мостам в целях повышения эффективности принятия управленческих решений по содержанию и ремонту искусственных сооружений на скоростных платных автомагистралях.
«Уже 10 лет в рамках форума дорожных инициатив участники делятся накопленным опытом, новыми разработками и перспективными идеями, многие из которых находят практическую реализацию на дорогах государственной компании», - отметил директор департамента информационных технологий и интеллектуальных транспортных систем Государственной компании «Автодор» Игорь Антропов.